Советник для бизнеса Наталья Пахалева рассказала, как перестать бояться роста и выйти из тени
По статистике, многие предприниматели и в экономически благоприятное время годами не решаются масштабировать бизнес, несмотря на его устойчивость и стабильный рост. Однако таким образом они лишают себя возможности перейти на новую ступень, в том числе в доходе. Какие причины заставляют даже успешных людей держаться «в тени», и чем здесь полезна помощь ментора – рассказала советник для бизнеса Наталья Пахалева, сертифицированный коуч PPC ICF и преподаватель академии EDPRO.
Первое, по словам специалиста, почему предприниматель не идет в масштаб – его полностью устраивает текущее положение дел, он обеспечивает себе развитие в рамках той прибыли, которую получает ежегодно. Либо не видит причин получать больше. Но чаще причиной выступают страхи и блоки.
Основной страх – риск: предприниматели боятся потерять бизнес, выйти из зоны комфорта. Также многим не хочется вновь оказываться в позиции ученика или стартапера.
«Кроме того, очень часто владельцы бизнеса и топ-менеджеры боятся отпустить операционную деятельность и заняться стратегией, так как не понимают данный функционал, опасаются с ним взаимодействовать. И потерять ощущение своей ценности и принадлежности к коллективу, его результатам», – пояснила Наталья Пахалева, ментор и советник для бизнеса.
К блокам эксперт относит нежелание заниматься поиском кадров для расширения команды, отсутствие свободных финансов, неумение работать с инвесторами и недоверие к ним. Другими словами, предприниматель должен «дозреть», быть внутренне готовым к масштабированию. Но это только начало.
«Понять, в каком направлении двигаться, поможет только взгляд на компанию со стороны, выявляющий «слепые зоны». Для этого приглашается ментор – владелец не видит темных мест в бизнесе, так как эмоционально в него вовлечен. Когда предприниматель смотрит на свое дело диссоциировано, отвечает на вопросы, рассуждает, многие «слепые зоны» освещаются, и становится очевидно, где важно приложить усилия, в чем основной стопор», – рассказала советник для бизнеса Наталья Пахалева.
Ментор, как пояснила сертифицированный коуч PPC ICF, обязательно должен иметь компетенцию в области процессов, которые предприниматель хочет привести в порядок. Наставником может быть лишь тот, кто уже прошел путь и находится в той точке, которую подопечный хочет достичь. Кроме того, для ментора обязательно наличие социального капитала.
«Ментор – это тот, кто в том числе выводит своего клиента к людям того уровня, на который он хочет перейти. Например, я знакомлю своих учениц со своим окружением, многие начинают дружить, кто-то кого-то приглашает на передачи и так далее. То есть обязательно вывожу учеников на более высокий уровень окружения именно с точки зрения того, к чему они готовы и какие цели у них стоят», – поделилась Наталья Пахалева, ментор и советник для бизнеса.
Также менторы работают с мышлением – помогают начать свободно общаться с людьми, находящимися на ступень выше, инвесторами. Учат презентовать себя, отрабатывать речь и поведение. При этом менторинг больше нужен тем, кто уже чего-то достиг.
«Новички нуждаются в коучах и наставниках, потому что на старте бизнеса идут совершенно другие процессы, наработка опыта. Также здесь полезно обращение к наставникам-терапевтам, потому что нередко у начинающих предпринимателей есть травмирующие истории. Менторинг же – история для тех, кто хочет осознать свой опыт и наилучшим способом использовать его», – резюмировала советник для бизнеса Наталья Пахалева.